Спустя два месяца после того, как в Нигере власть захватили военные, французский президент Эмманюэль Макрон в интервью по общенациональным телеканалам TF1 и France 2 объявил о том, что Франция прекращает военное сотрудничество с этой африканской страной и отзывает своего посла.
Таким образом, глава французской дипломатической миссии Сильвен Итте и его сотрудники покинут эту африканскую страну в самые ближайшие дни. Что касается военного контингента, а речь идет о 1500 французских солдатах и офицеров, то они должны ретироваться из Нигера до конца этого года. Чего и требовали захватившие власть военные.
Судя по всему, в первую очередь будут выведены французские военнослужащие, которые находятся на военной базе, что на восточной окраине Ниамея — столицы Нигера. Там же, кстати, сконцентрированы истребители-бомбардировщики Mirage 2000 и дроны Reaper. Скорее всего, их перебросят на базы в пока еще «дружественных» Франции странах Черного континента, таких как Сенегал, Кот-д Ивуар или Чад.
- Эмманюэль Макрон сначала выдвигал военным Нигера ультиматумы и требовал вернуть власть президенту Базуму, но теперь, похоже, примирился с болезненной для Франции утратой
На эти шаги Елисейский дворец вынужден пойти перед лицом бесперспективной, зашедшей в тупик ситуации. Напомним, что Париж, поддерживая отстраненного в июле от власти президента Нигера Мохамеда Базума, наотрез отказался признать сформированный мятежниками Национальный совет спасания во главе с генералом Абдурахманом Тиани. Более того было официально заявлено о готовности оказать содействие Экономическому сообществу стран Западной Африки (ЭКОВАС), агрессивно настроенному против нового режима в Ниамее, в его планах вооруженного вмешательства, дабы покончить с «путчистами» и вернуть низложенного президента. Однако никакой силовой акции до сих пор не предпринято.
По всему было видно, что Эмманюэль Макрон, общаясь с тележурналистами, был не на шутку раздосадован. Тем более, если учесть, что Нигер вплоть до переворота официально считался «привилегированным союзником» Парижа. Именно туда была передислоцирована большая часть французских военных после вынужденного ухода в прошлом году из Мали и Буркина-Фасо.
В Ниамее сейчас не скрывают радости. В коммюнике, опубликованном нынешними властями, пишется о «новом этапе суверенитета Нигера». Там также подчеркивается, что речь идет об «историческом моменте, который говорит о непоколебимой решимости и воле нигерского народа».
А вот в Париже настроения явно минорные. По мнению столичной газеты Lа Tribune, заявление президента свидетельствует об «ужасающем признании бессилия Франции». В свою очередь Le Figaro считает, что «вывод военного контингента из Нигера является еще одним ударом по нашим позициям в Африке».
Авторитетно
Никита Панин, программный координатор Российского совета по международным делам (РСМД):
Решение президента Франции Эмманюэля Макрона во многом ставит точку с переворотом и международной реакцией на события в Нигере. В последнее время не наблюдалось никакой негативной риторики со стороны Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) по отношению к новым властям Нигера. Президент Нигерии и лидеры других стран в последнее время стараются не затрагивать тему урегулирования ситуации силовым путем. Таким образом, происходит если не вписывание Нигера в новый контекст, то по крайней мере примирение его соседей с положением дел в этой африканской стране.
Французской дипломатии, несмотря на все предпринимаемые ими усилия, так и не удалось добиться полной изоляции Нигера. Новые власти этого государства действовали осторожно, но при этом вели дипломатическое наступление. То есть пришедшие к руководству в Нигере военные выстраивали как формальные, так и неформальные контакты с другими странами субрегиона и добивались на этом поприще определенных успехов. И те кандидатуры, которые они выдвигали на различные государственные посты, к примеру, на должность премьер-министра, были во многом компромиссными. Поэтому от последствий переворота в Нигере пострадала только Франция.
В свою очередь, Париж стал играть на повышение ставок в попытке изолировать правительство Нигера. Но подход французов себя не оправдал. Окончательный крест на попытках Пятой Республики повернуть события вспять был поставлен 17 сентября после создания Альянса государств Сахеля с участием Буркина-Фасо, Мали и Нигера. Франции по сути не хватило влияния в регионе, чтобы направить ситуацию в выгодное для себя русло.
Несмотря на жесткую риторику и громкие заявления президента Эмманюэля Макрона, Нигер блокировал работу французской дипмиссии в Ниамее. И даже если бы посол Франции Сильвен Итте продолжил оставаться на своем посту, практической пользы от этого было бы немного. Вероятно, взвесив все риски и сопутствующие обстоятельства, в Париже приняли решение отозвать главу диппредставительства и персонал посольства.
Амбиции президента Макрона, который собирался предложить новый подход на африканском направлении, окончились ничем. Он обещал покончить с догмами неоколониализма, в чем Париж давно обвиняют. Но как мы видим, потерпел очередной дипломатический провал, заметный не только наблюдателям со стороны, но и в самой Франции. В моменте для президента Макрона это, конечно, потеря лица. Действия французского лидера ставят крест на его формуле, что Париж поддерживает отношения только с легитимными нигерскими властями, то есть с отстраненным от власти президентом Мохамедом Базумом. Макрон постоянно говорил, что ведет с ним телефонные переговоры и находится в контакте. Но получается, что вся эта работа делалась впустую. И в Париже это признали.
С другой стороны, я бы не стал торопиться с выводами о полной утрате Францией своего влияния в регионе. Понятно, что сейчас в африканских странах антифранцузская риторика находится на пике. Но здесь важно наблюдать за ситуацией в динамике. Прошло не так много времени, чтобы подводить итоги.