На прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла пакет законопроектов о совершенствовании налоговой системы. В чем их особенности и как они отразятся на людях и предприятиях юга России.
Внесенные кабмином поправки в Налоговый кодекс предусматривают, что для доходов от 2,4 до пяти миллионов рублей в год НДФЛ составит 15 процентов, от пяти до 20 миллионов рублей — 18 процентов, от 20 до 50 миллионов рублей — 20 процентов и более 50 миллионов рублей — 22 процента. При доходах ниже 2,4 миллиона рублей ставка НДФЛ останется прежней, 13 процентов. Планируется реформировать налоговую систему для малого и среднего бизнеса, чтобы исключить экономическую выгоду от «искусственного разделения» компаний. А еще повысить лимит доходов для использования упрощенной налоговой системы с 265 до 450 миллионов рублей. Изменения сделают налоговую систему более справедливой и уравновешенной, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.
— Повышение налогов для людей и бизнеса воспринимается сложно, — отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза. — Но надо понимать, на что пойдут деньги. НДФЛ, имущественные и земельные налоги (полностью или частично) распределяются в муниципальный и региональный бюджет. Это ускорит решение каких-то насущных проблем.
Юг России — регион преимущественно аграрный, но сельское хозяйство налоговая реформа затронет лишь опосредованно.
— Обновление налоговой системы оправданно с точки зрения доходов бюджета и социальной справедливости. Повышение налогов затронет только самых богатых, а рядовые граждане не пострадают, — говорит Юрий Корнюш, советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК. — Однако, возможно, стоило бы подойти к вопросу более детально и учесть особенности различных отраслей. Например, в аграрной Ростовской области майские заморозки и июньская засуха неизбежно приведут к сокращению урожая. Земледельцы справятся, но мы ожидаем серьезного сокращения инвестиций в эту отрасль в следующем году.
Однако вводить дополнительные налоговые послабления для агропрома не планируется.
— Дело в том, что сельское хозяйство (например, фермерские хозяйства) и без того работает на особом налоговом режиме, удобном для производителей. Поэтому даже такой непростой год необходимо пережить. Если у аграриев возникнут непреодолимые сложности, здесь могут ввести другие меры: выплаты по страховке, прямую помощь из бюджета, дополнительные дотации и так далее, — отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ Владимир Климанов.
Эксперты, рассуждая о новой реформе, говорят в первую очередь о «социальной несправедливости».
— Наиболее обсуждаемым решением стало введение прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц. Насколько я понимаю, оно затронет относительно узкую группу граждан, около пяти миллионов человек в стране. Это высококвалифицированные специалисты, получающие «белую» зарплату, которых сегодня не хватает в стране. Средний класс, — говорит руководитель Всероссийского объединения домохозяйств и землепользователей Татьяна Поливанова. — При этом налоги на дивиденды для сверхбогатых людей, держащих капиталы в акциях, не изменятся. Более того, владельцы бизнеса среди сверхбогатых до сих пор имеют возможность легально реструктуризировать доходы через контролируемые иностранные компании (КИК), платя высокую, но фиксированную сумму и получая любую прибыль без дальнейшей налоговой корреляции. Существуют и другие пути «оптимизации» больших доходов.
— Конечно, бизнес будет стремиться к оптимизации, — соглашается Владимир Климанов. — Однако сегодня сложно сделать это незаконно. Яркий пример — наказание за дробление бизнеса. Государство научилось довольно эффективно обнаруживать такие махинации. Истории с несколькими популярными блогерами, которые уходили от налогов, четко показали: ты можешь быть сколь угодно богатым и нанять лучших консультантов, чтобы уклониться от налогов, но это не поможет. При этом государство не стремится наказать всех, кто уходит в тень. Для предпринимателей, кто дробил бизнес, с 1 января 2025 года будет объявлена амнистия, которая дает шанс вернуться в правовое поле без каких-либо санкций. Правда, здесь тоже не все однозначно.
— Согласно действующим поправкам, амнистия не коснется тех, кто попал под пресс налоговых органов до вступления закона в силу, то есть до 1 января 2025 года. Идея «простить» бизнес и дальше играть в открытую — это здорово. Но получается несправедливо: одни попадут под амнистию, а другие нет. Возможно, стоило бы простить всех, кто готов сегодня легализоваться, а не ждать нового года, — считает бизнес-омбудсмен Олег Дереза. — Это не только справедливо, но и даст больший эффект. Чем раньше и чем больше бизнеса перейдет в правовое поле, тем лучше.