Верховный суд России в одном из своих решений указал на возможность взыскания процентов по долгу, который перешел по наследству. Но при этом есть важное условие: наследник должен признать долг. Проценты же набегут в случае просрочки.
Как рассказывает вице-президент Гильдии российских адвокатов, заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов, в данном случае наследник не только принял наследство, но и после его принятия подписал с кредитором соглашение о порядке погашения долга, приобретенного по наследству.
«С этого момента он уже сам стал выступать стороной в правоотношениях, а следовательно, у него возникли самостоятельные, а не производные от наследства права и обязанности, — рассказывает Никита Филиппов. — Неисполнение им этой обязанности повлекло взыскание с него уже не как с наследника, а как стороны соглашения, неустойки. И именно поэтому принцип предела наследственной массы не подлежит применению. Если бы такого соглашения не было, наследник избежал бы дополнительной долговой нагрузки почти в 10 миллионов рублей».
По его словам, данный спор — это яркий пример того, что человек, не имеющий юридического образования и опыта судебной работы, может получить проблему на ровном месте. «Если наследник взял на себя обязательство по возврату долга (который изначально не превышает стоимость наследства), то с момента принятия такого обязательства проценты на сумму долга — это его личная ответственность», рассказывает адвокат.
Иными словами, юридическая ошибка может привести к тому, что убитому горем наследнику придется заплатить больше, чем он получил. Хотя в обычной ситуации закон запрещает требовать с наследников больше, чем он приобрел в результате получения наследства.
Напомним, ранее в Госдуму был внесен законопроект, обязывающий нотариусов заранее предупреждать наследников о висящих на наследстве долгах. Если такие есть. Тогда у наследников будет время подумать и принять взвешенное решение. Если отказаться от наследства, то не придется и отвечать по другим долгам. Если же принимать наследство, то надо это делать зряче.
«Можно отказаться от наследства в целом — как от наследственных долгов, так и от прав на наследство, — говорит Никита Филиппов. — Но нельзя отказаться от долгов и принять на себя только активы. При этом здесь есть нюансы. Например, если вы единственный наследник квартиры и продолжаете в ней жить, это будет означать, что вы фактически приняли это наследство. А значит, кредиторы будут вправе требовать от вас и погашения долгов наследодателя в пределах стоимости этой квартиры».
Также адвокат поясняет, что долги, непосредственно связанные с личностью должника, после его смерти прекращаются и не передаются по наследству. «Например, наследодатель платил алименты, после его смерти обязанность по уплате алиментов на наследников не переходит, — говорит он. — Но невыплаченный долг за алименты, который образовался до дня смерти наследодателя, подлежит выплате наследниками. Аналогично прекращаются и обязанности наследодателя по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью другого человека. А вот обязательства по ипотеке не прекращаются и переходят к наследникам в пределах полученного ими наследства».
Если долг больше, чем наследство, то легче, конечно, отказаться, чтобы не тратить время на расчеты и споры. «Но необходимо помнить, что отказавшись, отменить свое решение уже нельзя, — говорит Никита Филиппов. — При этом можно просто отказаться от наследства, а можно отказаться от наследства в пользу определенного лица. Если долг равен наследству, то практического смысла в его принятии нет. Но иногда наследники руководствуются и нематериальными причинами, например, желанием сохранить какой-то крупный либо ценный для них в нематериальном плане актив (старую машину) себе в память о наследодателе».
Он подчеркивает: процентов бояться не нужно, если наследник, как в ранее рассмотренном случае, сам не подпишет договор о принятии на себя обязательств по погашению долга наследодателя в определенный срок. «В отсутствие собственных обязательств наследник будет отвечать по долгу наследодателя только в пределах наследственной массы, — говорит адвокат. — Но сама наследственная масса определяется по ее рыночной стоимости на дату открытия наследства и даже если она в последующем изменится, например, квартира значительно подешевеет, предел наследственных долгов будет равен стоимости этой квартиры на дату смерти наследодателя».
Эксперты советуют гражданам ответственно подходить к наследственному планированию. Наиболее традиционный инструмент наследственного планирования — это известное многим завещание. Именно оно в максимальной степени обеспечивает реализацию воли наследодателя.
«Позволяет четко очертить круг наследников, распределить активы, а не дробить их. При необходимости можно указать завещательные возложения и отказы, выбрать душеприказчика, который будет исполнять обязанности доверительного управляющего», — рассказал не так давно президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Если жизненные обстоятельства меняются, человек может в любой момент изменить или отменить завещание. Причем у любого удобного нотариуса, подчеркивают в ФНП. Сведения фиксируются в Единой информационной системе нотариата, поэтому нотариус, открывший наследственное дело, всегда может проверить, было ли у покойного завещание. И может установить его достоверное содержание без бумажного оригинала.
Кроме того, эксперты рекомендуют гражданам уведомлять родных о своих долгах.